Лебедевы - фамильный проект Тыртышниковой Татьяны

Тыртышникова Татьяна Константиновна: фамильные проекты

  Сайт посвящен рязанским священнослужителям и церковнослужителям Лебедевым и их потомкам

 

На главную   Происхождение фамилии   Родослословное древо   Альбомы   Списки   Села и церкви

 

 

Сведения о церквях и монастырях в основном приводятся по книге Иоанна Васильевича Добролюбова "Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской губернии", фотографии с сайтов "Русские церкви", "Храмы России", "Касимов и Касимовский район в фотографиях", различные материалы с сайта "История, культура и традиции Рязанского края", а также с сайтов населенных пунктов, церквей, фамильных сайтов

 

 

 

Карта Рязанской губернии

Аграфенина пустынь, Сергиевская церковь, Рязанский уезд

Аграфенина пустынь, Сергиевская церковь, Рязанский уезд, 1-116-117

сайт: http://agrapustin.narod.ru/nachalo.html

 

Александрово село, Троицкая церковь, Рязанский уезд: 1-76-77

 

Астрамьево село, Казанская церковь, Зарайский уезд, 1-206-207

 

Белынычи село, Богородицерождественская церковь, Зарайский уезд, 1-216-217

 

Богородицкое село, Салтыки тож, Смоленская церковь, Раненбургский уезд, 3-246-247, 3-248-249

 

Василий Великий погост, Троицкая церковь, Зарайский уезд, 1-230-231

Виленки село, Богородицерождественская церковь, Михайловский уезд

 

Виленки село, Богородицерождественская церковь, Михайловский уезд

Виленки село, Богородицерождественская церковь, Михайловский уезд, 1-304-305

В справочнике "Населенные места Рязанской губернии на 1906 г." о с. Виленка сказано, что село расположено при речке Виленка, дворов - 521, мужского пола -1607 чел., женского -1805, имеются церковь каменная, земская школа, приходская школа, мел. лавки, казенная винная лавка, земская библиотека при волостном правлении, волостное правление, 2 чайные лавки.

В фонде инспектора народных училищ указано, что начальная школа и училище финансировались в 1879 году из средств земства.

В именном списке попечителей, законоучителей и учителей начальных школ Михайловского уезда о начальном училище с. Виленка сказано, что оно действовало по Положению о начальных училищах 1874 г. Законоучителем в 1908 г. был священник Михаил Алексеевич Овсянников, закончивший Рязанскую духовную семинарию в 1888 г., учителем училища с 1892 г. - Мария Максимовна Гортинская, личный почетный гражданин. Помощница учительницы Евдокия Сергеевна Покровская, духовного звания, закончила Михайловскую женскую прогимназию.

Решением Рязанского облисполкома № 116 от 31.01.1940 г. церковь села Виленка закрыли. Из архивных данных известны священнослужители: Андрей Иванович Гусев, Илья Николаевич Перцов и Алексей Яковлевич Лебедев.

Храм с. Виленка является памятником архитектуры. Его необычная красота удивляет и привлекает всех, кто видит его впервые. Храму, вновь восстановленному народом, 8 июня исполняется 18 лет. Это время юности и расцвета, но мы не должны забывать и историю. Историю села, историю храма, великолепного храма, который сначала построили, потом разрушили, а затем опять восстановили. Помнить, чтобы не повторять старых ошибок, а идти только вперед с Богом в душе.

Сегодня Церковь открыта для каждого, все церковные знания доступны. Нет преград для человека, которые бы мешали ему познать Церковь. Есть только одна преграда - неверие. Если же у человека есть хоть капля веры в Бога и Церковь, то он может и должен познать Ее и стать Ее сыном.

С каждым храмом, с каждой святой иконой связана своя история, будьте величественный храм, знаменитый монастырь, известный всей стране, или маленькая сельская часовня, затерянная где-нибудь в глуши. А все вместе они - страницы нашей истории, истории и жизни нашей Родины. Много светлых храмов и сейчас на Великой Руси. Их всегда ставили в самых красивых местах: на возвышенностях, в излучинах быстрых рек, по берегам прозрачных озер, чтобы видно их было отовсюду. Чтобы, видя их издалека, человек мог отрешиться от горестных раздумий и злых помыслов и обратиться душой к добру, к Богу.

Так и наш Виленский храм долго виден всем, едущим в Москву. Как добрый родительский взгляд вслед нам, уезжающим из дома и надеющимся, что мы непременно вернемся. 

Протоиереи СЕРГИЙ, настоятель храма с. Виленка

 

Вражское (Лелечи) село, Троицкая церковь, Егорьевский уезд, 4-382-383, 4-384-385

 

Горяйново село, Рязанский уезд, 1-108-109

 

Городное село, Ильинская церковь, Спасский уезд, 4-280-281, 4-282-283

 

Дмитриевцы село, Дмитриевская церковь, Егорьевский уезд, 4-370-371

Дощатый погост, Преображенская церковь, Зарайский уезд

Дощатый погост, Преображенская церковь, Зарайский уезд, 1-220-221, 1-222-223

 

Житово село, Никольская церковь, Рязанский уезд, 1-108-109

Задубровье село, Никольская церковь, Спасский уезд

Задубровье село, Никольская церковь, Спасский уезд, 4-328-329, 4-330-331

 

Заполье село, Троицкая  церковь, Спасский уезд, 4-328-329

 

Зарайск город, Спасо-Преображенская церковь, Зарайский уезд, 1-168-169, 1-170-171

Знаменская церковь, село Знаменское, Егорьевский уезд

Знаменское село, Знаменская церковь, Егорьевский уезд, 4-404-405

Деревянная церковь в честь иконы Божией Матери "Знамение" с Предтеченским приделом была первоначально построена помещиком Владимиром Ивановичем Дружининым. Каменная церковь в честь иконы Божией Матери "Знамение" с пределами Никольским и Преддеченским была построена и освящена в 1862 г. Деревянная церковь сгорела, а каменная была закрыта в 1920 г. и использовалась под склад удобрений. За время после закрытия храма была утрачена кровля, межярусные настилы колокольни и часть ограды. В иконостасе утрачены иконы и значительная часть накладной резьбы. В настоящее время ведутся реставрационные работы. Установлен купол покрытый медью и золотой крест. В начале 30-х гг. сняты колокола, вес самого большого был 196 пудов 23 золотника (около трёх тонн).

В Знаменском служили священнки: с 27 июня 1775 г. по 6 июня 1781 г. Симеон Васильев. С 28 июня 1781 года по 1830 год Епифаний Симеонов. С 30 ноября 1830 г. по 1852 год Карп Яковлев. С 30 ноября 1852 года по 1862 год Иосиф Иоаннович Арбеков. с 27 февраля 1865 года по 1905 год Илья Кузьмич Лагов. С 1905 года по 1914 год Павел Иоаннович Надеждин, с 1914 года Иоанн Григорьевич Успенский. В 1940 году священник Михаил Андреевич Кедров был арестован и сослан на Колыму, где ему была уготовлена участь принять мученическую смерть в числе других отправленных в 1942 году по реке на льдине. До закрытия церкви, которая последовала в июле 1942 года, служил Сергей Осипович Троицын. Он также был арестован, но в 1947 году был отпущен и он продолжал свою миссию в церкви, что находилась в селении Низком. Священник Вениамин Левкин (1991-1995 гг.). Настоятель по совместительству с 1997 г. - иеромонах Лаврентий (Пустовалов). Богослужения в храме совершаются по праздникам.

Руины Ильмяны село, церкви Покровская и Вознесенская, Егорьевский уезд

Ильмяны село, церкви Покровская и Вознесенская, Егорьевский уезд: 4-434-435, 4-436-437. Ильмяны на карте со спутника

Погост Ильмяны (Ильмень) упоминается в списке Владимирского писца князя В. Крапоткина 1637 г.:  В Ильменской кромине в Ильмянах погост, а на погосте церковь Покров Пресвятые Богородицы да другая церковь теплая Николы Чудотворца древена клетцки, а в церквах образы и книги и ризы, а на колокольнице колокола и клепало и все церковное строение мирское...".

13 августа 1771 г. причт и прихожане Покровской церкви испрашивали дозволение построить более просторную церковь, также во имя Покрова Пресвятой Богородицы, на что им дали храмозданную грамоту. Церковь построили и освятили в 1777 г.

В мае 1783 г. причт получил дозволение прежнюю Покровскую церковь переименовать в Воскресенскую и новый антиминс, а вновь построенную Покровскую обить тесом. 17 сентября 1799 г. дана благословенная грамота на освящение Покровской церкви, которая в 1871 г. была отремонтирована и украшена стенной росписью.

В 1858 г. построили каменную церковь с приделами Покровским и Трехсвятительским, которую в 1874 г. также украсили стенной росписью. В 1865 г. обе церкви, Покровскую и Воскресенскую, обнесли каменной оградой.

В 1930-е гг. храмы уничтожили.

Касимов город, Богоявленская церковь

Касимов город, Богоявленская церковь, 4-040-041

 

Касимов город, Спасо-Преображенская церковь, 1-168-169, 1-170-171

Ловцы село, Воскресенская церковь, Зарайский уезд

Ловцы село, Воскресенская церковь, Зарайский уезд

Ловцы село, Воскресенская церковь, Зарайский уезд, 1-252-253

Ловцы - известно с XVII века. Вначале дворцовое село. Главный промысел жителей - ловля и поставка рыбы к царскому столу. Воскресенская церковь (1843г.). В семье настоятеля храма о. Леонтия Ловецкого в 1787 г. родился сын Алексей, будущий академик, зоолог и физиолог, декан физико-математического факультета Московского университета. Стремление не только самому получить образование, но и дать возможность учиться и другому, было распространено в окских дворцовых сёлах. В Ловцах крестьянин Винокуров в 1712 г. основал училище. В том же селе родился в 1779 г. Дементий Иванович Цикулин, крестьянин-путешественник. Освободившись в 1808 г. от крепостной зависимости, он отправился в Астрахань, где подрядился сопровождать товары в Персию. Посетил Турцию, Индию, Иерусалим, Колумбию, Англию. В 1821 г. он вернулся, поселился в Нижнем Новгороде. В журнале "Северный архив" были помещены его воспоминания "Необыкновенные похождения и путешествия русского крестьянина Д.И. Цикулина в Азии, Египте, Восточной Индии с 1808г по 1821 г., им описанные".

В 22 километрах от города Луховицы на берегу Оки в селе Ловцы на возвышенном месте стоит величественный храм с колокольней. Они составляют комплекс разновременных построек - Церковь Воскресения Христова.

Между старинными сёлами Любичи и Ловцы Ока делает петлю, глубоко вдаваясь в левый берег. Название села указывает на старинное занятие жителей: здесь издавна жили дворцовые рыбаки, доставлявшие рыбу "на государев обиход". Права жителей села на рыбную ловлю в Оке подтверждены в 1712 г. грамотой Петра I. В 1762 г. село было по жаловано Екатериной II участникам дворцового переворота, вознёсшего её на вершину власти, - Измайловского полка капитану Александру Рославлеву и Михаилу Ласунскому "за отменную и всем верноподданным известную службу, верность и усердие к Ея Императорскому Величеству и Отечеству". Они как "заговорщики первого разряда получили по 600 душ или взамен их 24000 рублей и 2000 рублей пенсии" (Е. Дашкова. Записки).

В 1744 г. в дворцовом с. Ловцы освящена каменная церковь Вокресения Христова с приделами Илии Пророка и Апостола Луки. Об архитектуре храма даёт представление отдельно стоящая колокольня, в советское время лишённая завершения.

Ныне существующая каменная церковь Воскресения Христова с приделами Илии Пророка и Святителя Николая строилась с 1835 по 1843 гг. Трапезная часть, с престолами во имя Рождества Божией Матери и Апостола Луки, вероятно, была построена позднее, так как освящены пределы были уже в 1873 г

История этого края уносит нас в далекое прошлое. В выписках из писцовых книг 1674-1678 г.  с. Ловцы названо "селом дворцовым", жители которого ловят рыбу на обиход великаго государя в реке Оке...". Право жителей села на рыбную ловлю подтверждено в 1712 г. грамотой Петра I. В 1762 г. село было пожаловано Екатериной II участникам дворцового переворота, вознесшего ее на вершину власти, - Измайловского полка капитану Александру Рославлеву и Михаилу Ласунскому "за отменную и всем вероподанным известную службу, верность и усердие к Ея Императорскому Величеству и Отечеству". Они, "как заговорщики первого разряда, получили по 600 душ или взамен их 24000 рублей и 2000 рублей пенсии" (Е.Дашкова, "Записки").

Из выписок окладной книги 1676 г. узнаем, что находившаяся здесь деревянная церковь именовалась Ильинской. Первоначальное построение каменной Воскресенской церкви относится к XVIII веку, автор которой неизвестен. В 1744 году освящены приделы в честь пророка Илии и св. ап. и ев. Луки попом Герасимом из с. Белоомут. В 1827 году для зимнего богослужения заново перестроены пределы Рождества Пресвятой Богородицы и ап. Луки. Существующая ныне Воскресенская церковь с приделами Ильинским и Никольским строилась с 1835 по 1843 годы, а затем реконструирована в 1873 г. (И.Добролюбов, "Историческое и статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии". Зарайск, 1884).

Кирпичное оштукатуренное здание в стиле классицизма состоит из четырехстолпного пятикупольного храма и обширной трапезной. Части храма различны по трактовке архитектурных форм и пропорциональному строю. Простая, но тонко проработанная архитектура храма, украшенная лишь лоджиями из колонн, представляет хороший образец провинциальной классической школы. Приземистые пропорции и огрубленные детали трапезной свидетельствует об упадке стиля. Не исключено, что обработка этой части здания относится к ремонту 1873 года.

Кирпичная колокольня построена в 1744 году. На двухъярусном квадратном плане в основании покоится восьмигранный столп, разделенный сводом и междуэтажным карнизом на два яруса, верхний из которых служил "звоном".

В 1903 году в Ловцах был сильный пожар, который охватил все село. От него пострадала колокольня, колокола упали и разбились. На Коломенском заводе их перелили и уже в 1907 году они находились на своем месте. Самый большой из них звенел так громко, что в разлив слышен  был на 20 верст в округе.

При Воскресенской церкви находился дом, с одной стороны которого помещалась богадельня, с другой - женское училище. В штате церковном в разные годы состояли 2 и более священников, диакон и псаломщик.

Страшным временем испытаний стал для Русской Православной Церкви XX век. Времена лихолетья коснулись и села Ловцы. Богослужение прекратилось в праздник Покрова Божией Матери в 1937 году. Храм был разорен и использовался под слесарную мастерскую для ремонта машин и тракторов, а также для складирования лакокрасочных материалов, а впоследствии - и зерна. Все это ухудшило состояние храма: утрачены роспись и полы, повреждены стены, на сводах образовались трещины...

Но после закрытия храма духовная жизнь людей не остановилась. В конце 40-х и в начале 50-х годов из Зарайска в Ловцы приезжал священник для совершения треб. На Пасху богомольцы собирались в одном из домов и пели радостные песнопения. Бывало так, что эти собрания "для славы Божией" разгонялись местной властью.

Прошли те времена... И вот весной 1991 года была создана община, а в конце лета в село направлен священник. Люди воспряли духом. Здание храма не сразу было передано общине. С 1992 года богослужение совершалось в домовой церкви - помещении, примыкающем к зданию администрации. 28 августа 1996 года в пределе свт. Николая Воскресенской церкви впервые после большого перерыва совершена Божественная литургия. Но в зимнее время года служение проходит до сих пор в домовой церкви.

На селе особенно чтимые праздники Смоленской и Боголюбской икон Божией Матери, пророка Илии, святого Николая и мучеников Флора и Лавра. Престольный праздник прор. Илии 2 августа является праздником села. 31 августа "в старые добрые времена" молящиеся во главе со священством проходили по селу крестным ходом с большой иконой мчч. Флора и Лавра. В конце села у часовни останавливались и служили молебен. Затем мимо прогоняли табун лошадей, и священник вместе с дьяконом с двух сторон окропляли их святой водой.

В настоящее время на приходе поддерживаются старые традиции: на Рождество Христово батюшка с певчими и воспитанниками Воскресной школы ходят по домам "славить Христа". Все это возобновлено по воспоминаниям прихожан, которые с малолетства посещали храм.

Община проявляет заботу о внешнем и внутреннем убранстве храма: отреставрировали два малых купола, покрыли крышу летней части храма, в приделе свт. Николая сделан красивый иконостас. Богослужения в Воскресенском храме проводятся регулярно по воскресным и праздничным дням.

Для духовного просвещения священником регулярно проводятся беседы в Ловецкой средней школе и детском саду. По воскресеньям проводятся занятия с 2-мя группами Воскресной школы. С молящимися совершаются паломнические поездки по святым местам.

Лом село, Богородицерождественская церковь, Касимовский уезд

Лом село, Богородицерождественская церковь, Касимовский уезд, 4-110-111

Храм построен в 1786 году взамен обветшавшей деревянной Никольской церкви с приделом Никольским (в 1864 году переименован в Казанский). Одновременно устроена и колокольня.

В 1881 году на средства прихожанина Целовальникова Ивана Аверьяновича была возобновлена позолота и живопись как в иконостасе, так и внутри всей церкви.Церковь имела размеры: 29 аршин в длину, 11 аршин в ширину настоящая и 16 аршин – придельная. (1 аршин = 71,12 см)

Лубяники село, Касимовский уезд

Здесь был дом священника Александра Федоровича Фиалкина

Лубяники село, Касимовский уезд

21июня 1902 года Архиепископом Рязанским и Зарайским Полиевктом священник Александр Федоров Фиалкин утвержден членом Комитета по построению нового деревянного храма в селе Лубяники. Был он первы и последним священником. В 20-х годах церковь закрыли. Некоторое время в ней размещался сельский клуб. Сейчас стоит она разоренная и оскверненная.

Рядом священник построил свой дом, который отбрали. Перестроенный,он частично сохранился, живут в нем чужие люди.

 

Моховое село, Крестовоздвиженская церковь, Скопинский уезд, 2-228-229

Николо-Радовицкий монастырь, Егорьевский уезд

Николо-Радовицкий монастырь, Егорьевский уезд, 4-446-447, 4-448-449, 4-450-451, 4-452-453

"С первейшими обителями в России равняться может..."

Вплотную к селу Радовицы, что стоит среди некогда глухих лесов подмосковной Мещеры, километрах в пятидесяти от Егорьевска, подступает величественный даже в его нынешнем полуруинированном состоянии Николо-Радовицкий монастырь. В начале XIX века историк Рязанского края Т. Я. Воздвиженский писал о Радовицком монастыре: "Это - знаменитейшая обитель в России и теперь так процветает, ради благочестивого множества богомольцев, приезжающих и приходящих из дальних стран в нее для моления, что с первейшими обителями в России равняться может".

Николо-Радовицкий монастырь был основан еще в первой половине XV века иноком Пахомием, пришедшим в Россию из Фессалии с Московским митрополитом Фотием. После кончины митрополита в 1431 году инок Пахомий, желая уединения, отправился странствовать по России в поисках тихого места. Однажды в лесной глуши, среди болот и топей, он обнаружил прекрасное озеро с прозрачной зеркальной водой. Посреди озера, названного впоследствии Святым, высился небольшой островок. Душа монаха возрадовалась, и он решил остаться здесь. Островок назвал Акакиевой пустынью, а местность вокруг озера - Радовицами - в память о своей родине в Фессалии. Вскоре возле Пахомия начали селиться люди, также ищущие молитвенного уединения. Так зародилась на Святом озере эта обитель.

В середине XVI столетия монах Иона, по прозванию Рогожа, обрел здесь образ святителя Николая чудотворца, в полный рост вырезанный из цельного куска яблоневого дерева. Видимо, тогда же в память об этом событии на острове посреди Святого озера была построена деревянная Никольская церковь (не сохранилась). А от образа сразу же стали происходить многочисленные чудеса, весть о которых быстро распространилась по городам и весям. Сюда потянулись многочисленные паломники и те, кто жаждал иноческой жизни. Маленький островок уже не мог вмещать столько людей, появилась необходимость воздвигнуть новый монастырь "на суше". В 1584 году царь Иван Грозный пожаловал игумену Рогоже окрестную землю. Строго говоря, этот год и следует считать датой основания Николо-Радовицкого монастыря.

Много печальных и радостных событий пережила обитель на протяжении веков. В период междуцарствия, в 1916 году, ее грабили поляки и свои оборотни-изменники, в 1634-м - местные крестьяне, в 1678, 1728 и 1775 годах она сильно горела. Но вновь и вновь восставала из пепла, потому что святитель Николай не оставлял без благодатной помощи место пребывания своего чудотворного образа - главного сокровища монастыря.

Внешне Радовицкий образ весьма сходен с более известным, о котором "Московский журнал" писал неоднократно, - Можайским. На обоих святитель изображен с мечом в одной руке и храмом - в другой, однако на Радовицком он - в митре. Обстоятельства обретения монахом Ионой этого образа остались неизвестными. Из сохранившихся письменных источников мы знаем только, что при игумене Рогоже образ уже был в монастыре и почитался явленным. Как говорилось выше, обретение случилось не позднее середины XVI века, и с того времени святыня находилась здесь в великой славе, источая благодатные исцеления, коих только в начале XVIII столетия было засвидетельствовано более 250. Молва о ней в народе разошлась столь широко, что в 1772 году тогдашние власти даже обвинили монастырь в неумеренной "пропаганде". По указу Петра I икону изъяли и поставили среди прочих резных икон в Святейшем Синоде, где она и находилась пять лет. Иноки Радовицкой обители неоднократно обращались к государю с просьбой вернуть им святыню, ссылаясь на происходившие у иконы чудеса, но Петр I, скептически относившийся к необъяснимым явлениям и считавший их небылицами и суевериями, каждый раз отказывал. После смерти императора его бывшая супруга Евдокия Федоровна Лопухина (в иночестве Елена) выпросила икону себе в московский Новодевичий монастырь, а затем вернула ее в Радовицы. В 1728 году образ на руках - с зажженными свечами и при пении псалмов - перенесли из Москвы в Николо-Радовицкую обитель. С тех пор он неизменно пребывал здесь до известных трагических событий начала XX века. В Радовицкий монастырь на поклонение чудотворному образу приходили крестьяне и государственные деятели, чиновники и купцы, царская семья и воеводы, мастеровые и князья. Они же были жертвователями на украшение и строительство обители. Самые известные вкладчики - мать Петра I княгиня Наталья Кирилловна, царевна Софья Алексеевна, царь Иоанн Алексеевич, императрица Анна Иоанновна, князья Владимир Волконский и Андрей Черкасский, княгиня Долгорукова, бояре Федор Бутурлин и Петр Шереметьев. В том числе и их стараниями в монастыре в разное время были сооружены пять храмов.

Центральный - в честь Рождества Богородицы имеет, помимо прочего, и серьезное архитектурно-историческое значение. Его начали возводить в царствование Михаила Федоровича, когда ни в самом Егорьевске, ни в Егорьевском уезде еще не было ни одного каменного строения. Пятиглавый собор в первоначальном виде просуществовал до 1868 года, а затем в течение двух лет с северной стороны к нему пристроили второй придел во имя Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Здесь и хранилась затем главная святыня монастыря - чудотворный образ святителя Николая. Отметим одну неповторимую особенность этого собора: и в его иконостасе, и в настенных росписях изображались исключительно только русские святые.

Сооружение Никольского собора по проекту архитектора Ивана Русско началось в 1816 году в память победы русского оружия над французскими интервентами и продолжалось 23 года.

Храм во имя святых праведных Богоотец Иоакима и Анны в северо-восточной башне - единственное здание на территории монастыря, не претерпевшее никаких изменений со времени возведения (1677).

В 1750-1780 годах во втором ярусе надвратной колокольни была построена церковь в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла. В нижних ярусах колокольни преобладают мотивы московского барокко, в верхних - строгие классические формы, трактованные, однако, тоже в барочных традициях. Вес самого большого колокола здесь составлял пять тонн; каждую четверть часа отбивали часы с квадратным циферблатом.

И наконец, церковь святителя Николая, как мы уже упоминали, находилась вне стен монастыря, на острове посреди Святого озера.

В разные годы Николо-Радовицкий монастырь имел на содержании еще две обители, в Егорьевском уезде им были построены два приходских храма, в старом игуменском корпусе располагался приют для сирот из семей лиц духовного звания; к середине XVII века он владел обширными земельными наделами, где, кроме иноков, трудились жители близлежащих сел. В 1792 году егорьевские городские власти подарили монастырю водяную мельницу на реке Гуслице.

Местные старожилы хранят несколько преданий, связанных с обителью: как везли из Сибири на подводах цельный камень, уложенный в основание одного из храмов; как люди по цепочке, растянувшейся на несколько километров от села Алферова до монастыря, из рук в руки передавали кирпичи для строительства собора; как юного Сергея Есенина водила сюда бабушка на богомолье и поклонение чудотворному образу. И стихи цитируют, которыми открывается поэма "Анна Снегина":

Село, значит, наше Радово,

Дворов, пожалуй, два ста.

Тому, кто его оглядывал,

Приятственны наши места.

В 1919 году монастырь закрыли, спустя еще четыре года разогнали монахов. Лишь последний настоятель игумен Мелетий не оставил вверенную ему обитель, продолжая жить возле родных стен до самой смерти. Умер он в середине 1950-х годов и похоронен на сельском кладбище. Между тем в игуменском корпусе новая власть устроила школу, в храме Иоакима и Анны - пункт по приему молочной продукции, в братском корпусе - хлебопекарню и прядильный цех, в монастырской гостинице - медпункт. В конце 1930-х годов Никольский собор взорвали. После Великой Отечественной войны на нужды местного торфодобывающего предприятия по добыче торфа ушел кирпич южной и западной стен. Лишь храм Рождества Богородицы, в который перенесли сохранившуюся утварь, оставался нетронутым. Но больше всего монастырские постройки пострадали после того, как из них в новый поселок перевели все находившееся здесь предприятия и организации. Не стало людей - и к концу столетия монастырь превратился в груду развалин. Частично сохранились стены братского и настоятельского корпусов, угловые башни, остов колокольни. В храме Рождества Богородицы сквозь полуразрушенные своды просматривается небо, стены - в трещинах и следах периодически возникавших здесь пожаров...

В начале третьего тысячелетия от Рождества Христова на эти руины пришли иеромонахи Августин (Французов) и Флавиан (Богайчук), которые сегодня служат в храме Рождества Богородицы села Радовицы, - пришли, чтобы вдохнуть в обитель новую жизнь. Их неотступные подвижнические труды не остались бесплодными: обихожен колодец, убрана территория, колокольню вновь увенчал крест. Все чаще появляются здесь паломники: берут воду из колодца, молятся перед уцелевшими настенными росписями, спешат на Святой остров. И теперь, глядя на эти величественные руины, веришь, что возродится в Николо-Радовицкой обители монашеская жизнь, призывно зазвонят колокола. Тогда, быть может, вернется в свой дом и чудотворный образ святителя Николая, который в годы разорения спасли добрые люди, передав в никогда не зыкрывавшийся Пятницкий храм села Туголес Шатурского района...

Источники и литература

Владимир, архим. Описание Николо-Радовицкого монастыря. Изд. 2-е. Зарайск, 1882.

Воздвиженский Т. Я. Историческое обозрение Рязанской иерархии и всех церковных дел этой епархии. М., 1820.

Добролюбов И. В. Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии. М., 1981.

Святитель Николай чудотворец. М., 2005.

Архив храма Рождества Богородицы в с. Радовицы Егорьевского р-на Московской обл. Машинописная рукопись

А. Грубе. Московский журнал

Николо-Радовицкий монастырь, Егорьевский уезд

 

Новознаменское (Братовка) село, Знаменская церковь, 3-304-305

 

Новопанское село, Богородицерождественская церковь, Михайловский уезд, 1-304-305, 1-306-307

Орехово село, Никольская церковь, Спасский уезд
Орехово село, Никольская церковь, Спасский уезд Орехово село, Никольская церковь, Спасский уезд, 4-280-281

 

Нармушадь село, Троицкая церковь, Касимовский уезд, 4-160-161

Нармушадь, одно из крупнейших сел Шиловского района, Рязанской области. М.Н.Макаров (1846) усматривал в топониме татарское слово. Н.Н. Левошин (1970) высказал гипотезу о соотнесенности его с этнонимом, то есть названием народа, нармушадь, или наручадь, исходя из произвольного истолкования летописных сообщений об ордынском князе Тагае, который во время смуты в Орде в 1360-1361 гг. "Наручадь и всю ту страну взял" и "сам о себе княжаше в Наручадской стране". Достаточно очевидно, что речь идет о территории, которой владел князь Тагай (ныне на ней находится г. Наровчат Пензенской области). Г.П.Смолицкая (1997) предприняла попытку объяснить происхождение отдельных элементов в структуре наименования села Нармушадь, По ее мнению, нар- (нор-/нер-) - это древняя финская или балтийско-финская основа в значении "полевой, безлесный"; -му - разновидность речного форманта -ма; -шадь - измененный эле¬мент шат, представленный в таких топонимах Рязанской области; как г. Шацк, р. Шача (более ранний вариант - Шатя).

Храм Покрова Пресвятой Богородицы находился в селе издавна. Известен исторический факт: "20 апреля 1887 г. получено отношение рязанской Духовной Консерватории за № 3336. В нем следовало согласие Его Высокопреосвященства архиепископа рязанского Феоктиста на передачу в Рязанский исторический музей некоторых церковных предметов. Передача напрестольного медного креста, медной дароносицы из церкви села Нармушади Касимовского уезда (ныне Шиловского района), оловянного сосуда сопровождалась следующими словами: "... предать их на хранение в музей, который учрежден именно с целью сохранения их от уничтожения, для чего хранение происходит в одном месте, в безопасном от огня и других случайностей помещении, под ведением лиц компетентных"".

В годы гонения на церковь, храм был разрушен до основания. Лишь 2003 году жители села Нармушадь начали поговаривать о воссоздании Храма в селе, а в 2005 году усилием сельчан, было выделено помещение под храм. В течение многих месяцев почти каждый сельчанин отдавал значительную часть своих средств на строительство алтаря, покупку церковной утвари. В июне 2006 года на пожертвования сельчан был поставлен на храм купол, как знак источника духовного возрождения. Лишь в конце 2006 года начались постоянные богослужения, на каждом богослужении - полный храм прихожан, приезжают и из соседних деревень. Много сил и терпения потрачено при воссоздании храма и много всего еще предстоит сделать...

В настоящее время в храме Покрова Пресвятой Богородицы в селе Нармушадь находятся следующие святыни: частица гроба Святой Блаженной Матроны Московской, частица гроба Святого Преподобного Георгия Даниловского исповедника, частица гроба Святителя исповедника Луки, а также частицы покров освященные на Гробе Господнем, Туринской Плащанице, мощах Св. Преподобного Сергия Радонежского, и частица Святой земли с места убиения Царской семьи.

http://www.pokrov.ckto.ru/

 

Подвислое село, Богословская церковь, Ряжский уезд, 2-324-325

Прудки село, Касимовский уезд

Прудки село, Успенская и Богоявленская церкви, Касимовский уезд, 4-132-133, 4-134-135

Рожново село, Покровская церковь, Зарайский уезд

Рожново село, Покровская церковь, Зарайский уезд, 1-202-203, 1-204-205

 

Романово село, Александроневская церковь, Касимовский уезд, 4-130-131

Рязань город, Благовещенская церковь, Рязань город, Благовещенская церковь, 1-030-031, 1-032-033

 

Сановка село, Вознесенская церковь, 4-324-325

 

Свинчус село, Покровская церковь, Касимовский уезд, 4-172-173

Середниково село, Никольская церковь, Егорьевский уезд

Середниково село, Никольская церковь, Егорьевский уезд, 4-444-445, 4-446-447

Дата постройки: не позже 1882.

Адрес: Московская область, Шатурский район, с Середниково.Проезд: По автодороге Москва-Касимов 135 км..

Жители села до построения своей церкви были прихожанами храма в селе Колушке. В 1798 г. тщанием коллежского советника Григория Петровича Оболенского в Середникове построили деревянную церковь во имя святителя Николая Чудотворца. В 1822 г. она сгорела, и в 1836 г. ее возобновили по плану архитектора Больдсмана. В 1849 г. к ней пристроили колокольню. В 1882 г. церковь перестроили с добавлением к ней приделов - Спасского и в честь иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость". В 1937 г. храм закрыли. Сначала здание использовалось под совхозный гараж, затем под склад удобрений. Из-за этого оставшаяся часть разрушенного храма находится в аварийном состоянии. В 1998 г. зарегистрировался православный приход. Тогда же возле кладбища устроили деревянную часовню в честь иконы "Всех скорбящих Радость". Не имея средств для восстановления храма, община в настоящее время пристроила к зданию часовни алтарную часть, и с 2003 г. в этом храме совершается Божественная литургия и другие службы.

Телебукино село, Преображенская церковь, Касимовский уезд Телебукино село, Преображенская церковь, Касимовский уезд

Телебукино село, Преображенская церковь, Касимовский уезд, 4-108-109, 4-110-111

Преображенская церковь (XVIII век). Автором постройки является местный самородок - историк, философ, механик, изобретатель и архитектор И.С. Гагин (1767-1844 г.г.), он умер, не закончив строительство, и церковь достраивал Б.П. Стасов. В 1965 году церковь была закрыта. В здании церкви располагались колхозные зерновые склады совхоза "Заречный", затем гараж Телебукинского крахмального завода. В 1990 году началось восстановление церкви, а с 1992 года она действует постоянно.

 

Увез село, Николаевская церковь, Касимовский уезд, 4-162-163, 4-164-165, 4-166-167, 4-168-169

 

Успенское село, Успенская церковь, Спасский уезд, 4-336-337

Мария Николаевна Смирнова (урожденная Фиалкина) около церкви в селе Чарус, около 1912 года

Чарус село, Успенская церковь (развалины фундамента), Касимовский уезд

Чарус село, Успенская церковь, Касимовский уезд, 4-114-115, 4-116-117

Слева: Мария Николаевна Смирнова (урожденная Фиалкина) около церкви в селе Чарус, около 1912 года.

Справа: остатки фундамента, даже не руины, на месте церкви в селе Чарус, лето 2007 года.

Шостье село, Николаевская церковь, Касимовский уезд

Шостье село, Николаевская церковь, Касимовский уезд

Шостье село, Николаевская церковь, Касимовский уезд, 4-180-181

Николаевская церковь известна с 1688 года. До пожара 1875 года она неоднократно перестраивалась. 05.08.1876 было принято решение о строительстве новой каменной церкви с тремя приделами: в честь вознесения Господня, в честь святителя Николая и в честь мучеников Флора и Лавра. В 1888 году строительство в основном закончено возведением колокольни. В приходе существовали две земские школы.

 

 

На главную   Происхождение фамилии   Родослословное древо   Альбомы   Списки   Села и церкви

  

Используются технологии uCoz